Миклухо-Маклай


Экспедиции великого первооткрывателя в его рисунках



Миклухо-Маклай


Экспедиции великого первооткрывателя в его рисунках



В 2021 году исполняется 175 лет со дня рождения великого путешественника Николая Миклухо-Маклая. При поддержке Императорского Русского географического общества он отправился к островам Тихого океана и открыл миру Новую Гвинею. На протяжении многих лет Миклухо-Маклай не только изучал, но и защищал коренное население. Во время своих экспедиций антрополог сделал свыше 700 рисунков. Часть из них мы представляем на онлайн-выставке «Миклухо-Маклай — отважный исследователь Новой Гвинеи и Океании». Предлагаем взглянуть на эти уникальные документы и узнать, что они нам расскажут о коренных народах Новой Гвинеи, Австралии, Океании и о самом Миклухо-Маклае.

В 2021 году исполняется 175 лет со дня рождения великого путешественника Николая Миклухо-Маклая. При поддержке Императорского Русского географического общества он отправился к островам Тихого океана и открыл миру Новую Гвинею. На протяжении многих лет Миклухо-Маклай не только изучал, но и защищал коренное население. Во время своих экспедиций антрополог сделал свыше 700 рисунков. Часть из них мы представляем на онлайн-выставке «Миклухо-Маклай — отважный исследователь Новой Гвинеи и Океании». Предлагаем взглянуть на эти уникальные документы и узнать, что они нам расскажут о коренных народах Новой Гвинеи, Австралии, Океании и о самом Миклухо-Маклае.

В 1869 году 23-летний Миклухо-Маклай обратился в ИРГО с просьбой поддержать его экспедицию к островам Тихого океана. 8 ноября 1870 года учёного приняли на борт корвета «Витязь». Через год он достиг берегов Новой Гвинеи. Миклухо-Маклай стал первым европейцем, кто ступил на эту землю. Экспедиция продлилась до 1887 года. Всё это время путешественник изучал коренное население, описывал его традиции и делал зарисовки.
"Какие ни были бы причины выселения туземцев о. Рапа-Нуи, интриги ли европейцев или собственное желание оставить страну, представляющую мало средств к существованию, но это обстоятельство очень уменьшило население острова; возможно даже, что к концу этого года вовсе не останется жителей на Рапа-Нуи".



24 июня 1871 года русский корвет «Витязь»
с Миклухо-Маклаем на борту подошёл к острову Пасхи (Рапа-Нуи). Примерно за десять лет до этого местное население оказалось на грани исчезновения. Островитян массово вывозили в Перу в качестве рабов. Учёный стал свидетелем того, как остров опустел, и сделал соответствующие заметки в своём дневнике.
"Я уже заметил, что патагонцы, сидя верхом, кажутся очень большого роста, сойдя же с лошади, производят иное впечатление: они, хотя все до единого были выше среднего роста, но не казались такими высокими. Я долго не угадывал «причины» различного впечатления, пока, наконец, не заметил, что виной тому была длина туловища и относительная короткость ног, которая у некоторых субъектов была особенно заметна".





Маршрут к Новой Гвинеи пролегал через чилийскую Патагонию. Несмотря на болезнь, Миклухо-Маклай усердно изучал и зарисовывал местных жителей.
Среди различных интересных этнологических, археологических и зоологических объектов на борту итальянского корвета «Карачоло», которые капитан де Амезага имел любезность мне показать, я увидел особенный прибор, называемый «арауканским барометром», который, как мне пояснил капитан, используется тузенцами о-вов Чилоэ для показания приближения дождливой или сухой погоды и перемены направления ветра. Этот прибор является не чем иным, как панцирем краба. [...] Обычным цветом панциря в сухую погоду является светло-серый, который, как только воздух становится влажным, постепенно покрывается крапинками тёмного (красноватого) оттенка. Повышение влажности атмосферы увеличивает эти крапинки, и, таким образом, весь панцирь приобретает в конце концов (красноватый) тёмный цвет".


20 сентября 1871 года «Витязь» встал на якорную стоянку у берегов Новой Гвинеи.
"Положительно большинство папуасских слов я не мог верно произнести. Я слышал разницу, но не мог привести гортань и язык в надлежащее положение, чтобы выговорить правильно папуасское слово".
"Я получил Ахмата, 11 или 12-летнего папуаса, от султана Тидорского в январе этого года. Пробыв около 4 месяцев на клипере «Изумруд», он выучился говорить по-русски, и на этом языке мы объясняемся. Ахмат — сметливый, непослушный, но добрый мальчик, который делает усердно и старательно то, что ему нравится делать, но убегает и скрывается, как только работа ему не по вкусу".
Когда я поставил столик, сел на складную скамейку, вынул портфель с бумагой и камеру-луциду, туземцы, окружавшие меня, сперва попятились, а затем совсем убежали. Не зная диалекта их, я не пытался говорить с ними и молча принялся рисовать одну из хижин. Не видя и не слыша ничего страшного, туземцы вновь приблизились и совершенно успокоились".

Когда я в шлюпке подъезжал к одной из прибрежных деревень, то обыкновенно всё у берега столпившееся и ожидавшее меня мужское население (женщины прятались между деревьями) садилось на корточки и оставалось в этом положении до тех пор, пока я не сходил на берег. При этом старейшие папуасы вставали первые, затем другие и приходили поочередно пожимать мне руку. Подобное выражение почтения при приеме важного гостя встречается и в Микронезии".

При этом я заметил, что татуировка известных частей тела совпадает с известным возрастом. Так, например, у девочек около десяти лет татуировка встречается на лице, на руках, иногда на предплечье; на нижней части живота, иногда и подмышками. [...] У девочек между десятью и пятнадцатью годами были татуированы нижняя часть спины, ягодицы и ноги спереди и сзади до колен. У девушек от пятнадцати до двадцати лет и у замужних женщин татуировка распространялась на груди, спину и ноги ниже колен. Фигуры татуировки повторялись на разных частях тела и имели особые названия. [...] Одним словом, я мог видеть, что татуировка здесь имеет большое значение и что миссионерам не слишком легко будет вывести этот обычай".

Они ели таро (многолетнее травянистое растение — прим. авт.), которого здесь, кажется, много и хорошего качества, другие — саго, вареное с тертым кокосовым орехом; некоторые же — какую-то массу кирпичного цвета, которую я сперва принимал за особенным образом приготовленное саго, пока я не подошел к завтракающему и не удостоверился, что эта масса не саго, а глинистая земля. Туземец ел ее с удовольствием и долго жевал перед глотанием. Земля, которую называют здесь «э-пате», цветом и вкусом похожа на «ампо» — землю, которую малайцы едят на о. Яве, около Самаранга, и на многих других островах Малайского архипелага. На Яве эту землю продают на улицах тонкими пластинками, слегка поджаренными, как лакомство. Кроме Явы, подобная ей глинистая земля, употребляется в пищу на о. Амбоине".
"Когда дождь перестал, сидя на пне у моего флагштока, я был свидетелем оригинальной ловли рыбы. Бал отлив; мелкая рыба, должно быть преследуемая акулами, которых здесь не мало, металась во все стороны, выпрыгивая иногда из воды. Из-за деревьев у берега вышел Туй и следил за эволюциями рыб. Вдруг рыбы, вероятно жестоко преследуемые неприятелем, кинулись к берегу. В несколько прыжков Туй очутился около них. Вода там была немного ниже колен и дно, разумеется, хорошо видно. Вдруг Туй сделал энергический прыжок, и одна из рыбок оказалась пойманною. Туй ловил их ногою. Он сперва придавил её ступнею, потом поднял, ухватив между большим и вторым пальцем ноги. Согнув колено, он протянул руку и, высвободив добычу, положил рыбку в мешок. После этого быстро нагнувшись и схватив камень, Туй бросил его в воду со значительною силою; потом, подойдя к тому месту, куда был брошен камень, он, стоя на одной ноге, поднял другою убитую камнем рыбу".






За годы жизни в Новой Гвинеи Миклухо-Маклай задокументировал образ жизни папуасов. С этим народом у него сложились длительные дружеские отношения. Правда, далеко не сразу учёный смог найти с ними общий язык.





За годы жизни в Новой Гвинеи Миклухо-Маклай задокументировал образ жизни папуасов. С этим народом у него сложились длительные дружеские отношения. Правда, далеко не сразу учёный смог найти с ними общий язык.
Изучив туземцев Берега Маклая в антропологическом и этнологическом отношениях, я наметил себе задачу исследования всей папуасской, или меланезийской, расы. Таким образом, мне представилось необходимым, во-первых, познакомиться с папуасами других частей Новой Гвинеи для сравнения их с изученными мною жителями Берега Маклая. Во-вторых, сравнить папуасов Новой Гвинеи с обитателями других островов Меланезии. В-третьих, выяснить отношение папуасов к «негритосам» Филиппинских островов, доказать присутствие или отсутствие курчаво-волосатой расы на Малайском полуострове и в случае её присутствия сравнить её представителей с остальными меланезийцами. Программу эту мне удалось выполнить, но на выполнение потребовалось десять лет путешествия".

Экспедиции Миклухо-Маклая продлились 16 лет. За это время он изучил Новую Гвинею, посетил Филиппины, Индонезию и острова Микронезии. На правах первого европейца, посетившего побережье залива Астролябии, учёный дал ему своё имя. И теперь северо-восточная часть Новой Гвинеи протяжённостью около 300 км названа Берегом Маклая.

Антрополог также несколько лет (1878–1882, 1884 и 1886) жил в Австралии. Рядом с Сиднеем он основал первую в Австралии биологическую станцию, где трудился над научной работой.

Одна из самых почётных наград РГО названа именем Н.Н. Миклухо-Маклая. Золотую медаль вручают за исследования в области антропологии, этнографии, культурного наследия и некоторых других.

17 июля — день рождения Миклухо-Маклая объявлен профессиональным праздником этнографов.

Экспедиции Миклухо-Маклая продлились 16 лет. За это время он изучил Новую Гвинею, посетил Филиппины, Индонезию и острова Микронезии. На правах первого европейца, посетившего побережье залива Астролябии, учёный дал ему своё имя. И теперь северо-восточная часть Новой Гвинеи протяжённостью около 300 км названа Берегом Маклая.

Антрополог также несколько лет (1878–1882, 1884 и 1886) жил в Австралии. Рядом с Сиднеем он основал первую в Австралии биологическую станцию, где трудился над научной работой.

Одна из самых почётных наград РГО названа именем Н.Н. Миклухо-Маклая. Золотую медаль вручают за исследования в области антропологии, этнографии, культурного наследия и некоторых других.

17 июля — день рождения Миклухо-Маклая объявлен профессиональным праздником этнографов.

Над проектом работали:

Текст, верстка: Наталья Николаева

Формирование макетов экспозиции: Анастасия Кадргулова

Редактор: Виктор Дятликович

Источник: Научный архив РГО