Путешествия с РГО
Разнообразие культур
Парк амурских петроглифов близ старинного нанайского стойбища
Хабаровский край — историческая родина для десятка коренных малочисленных народов Севера. Нанайцы и эвенки, удэгейцы и орочи, ульчи, нивхи, негидальцы — сегодня количество коренных этносов этих земель составляет чуть больше 1% от общего числа жителей края. Не менее хрупким остаётся их культурное наследие, часть которого восходит к эпохе камня и насчитывает более 12 тысячелетий.

На Дальнем Востоке, в особенности в Приамурье, в древности существовал глубоко самобытный художественный очаг первобытного творчества. Коллекции наскальных изображений — петроглифов — хорошо сохранились до наших дней. Большая их часть сосредоточена вдоль берегов рек Амура и Уссури, образуя так называемую Амуро-Уссурийскую провинцию. Отличительные черты стилистики рисунков — абстракция и орнаментализм, элементы спирали и концентрических окружностей.

Самый яркий памятник древнего творчества — парк амурских петроглифов, расположенный близ нанайского села Сикачи-Алян в полутора часах езды от Хабаровска. Вход украшает стела с репликой ритуальной маски, за ней — лабиринт из базальтовых глыб и скальных выходов, раскиданных у кромки воды. Гостей ожидает целый квест по поиску рисунков, выбитых в недрах валунов: до наших дней сохранилось около 200 изображений. Задачу усложняет тот факт, что каждый год из-за ледохода и весеннего подъёма воды камни перемещаются и уходят под воду, унося с собой свои бесценные артефакты.
Амурские петроглифы
Сикачи-Аляна
Исследуем территорию
Изучаем природный парк наскального искусства вдоль правого берега Амура
Шаманские маски
Ритуальные образы — наиболее часто встречающаяся тема рисунков
Узнаваемый почерк
Рисунки выполнены в похожей технике
Личины
Антропоморфные изображения
ЮНЕСКО
Памятник внесен в предварительный список
Доисторический берег
Каждый год во время ледохода парк оживает
Квест
Поиск петроглифов похож на игру
Наскальные рисунки древних людей — яркие образцы искусства прошлого, благодаря которым можно судить о путях эволюции первобытного творчества. Конечно, петроглифы — это не совсем рисунки. Этим термином, как правило, обозначают вырезанные в камне изображения, в отличие от росписей или писаниц, распространённых в Западной Сибири, которые наносились краской. Очень часто скальные полотна становились своего рода ареной графических сражений, местом проведения различных ритуалов.

Амурские петроглифы были созданы в технике пикетажа — выбитыми по кристаллической решётке камня желобками различной глубины. В репертуаре символов характерно преобладание изображений антропоморфных личин — абстрактных человеческих лиц или масок, причём у каждой свой уникальный образ. Часто можно встретить схематичные изображения лодок и гребцов — людей обозначали простыми чёрточками. Среди животных встречаются хозяева тайги — лоси и тигры, чуть реже — водоплавающие птицы с длинными шеями, рыбы и змеи. Контуры изображений зачастую заполнены декоративными элементами: различными завитками, спиралями и изогнутыми линиями.

Интересно, что орнаменталистика амурских петроглифов нашла отображение в творчестве племён Приамурья. Основные сюжетные линии более позднего искусства повторяют наскальную живопись, заимствуют схожие формы и выдержаны в едином стиле.
Исследовательский центр петроглифов
Исследовательский центр петроглифов
В получасе езды от группы петроглифов Сикачи-Аляна в небольшом селе на берегу Амура стоит исследовательский центр по изучению наскального искусства региона «Сарапульская атмосфера». Внутри — домашний музей, где на стенах вместо картин висят факсимильные копии петроглифов, выполненные по технологии музейного копирования. Шаманские маски, личины, птицы, рыбы и самые разные силуэты из шести районов Амуро-Уссурийской провинции и выставлены под 10-метровым белоснежным куполом.

Факсимильные копии — наиболее точный вариант воспроизведения трёхмерных объектов. Технология состоит из нескольких этапов. Поверхность камня предварительно очищают от ила, растений и насекомых, затем покрывают специальным эпоксидным компаундом, который после затвердевания снимается, сохраняя форму залитого объекта. После получившиеся формы заполняются гипсом или более лёгкими композитами. Погрешность таких копий составляет всего 0,05% — с их помощью можно передать человеческий волос. Главная сложность заключается в визуальной передаче неповторимой фактуры камня на готовой копии — это уже задача художника.

Всех вдохновившихся древним искусством здесь приглашают на мастер-класс по изготовлению своего петроглифа. Получить поистине уникальный опыт и привезти памятный сувенир с берегов Амура можно прямо в непосредственной близости от оригинальных артефактов.

Адрес музея: Хабаровский край, село Челны, ул. Сарапульская, 15
Телефон: +7 (914) 772-48-22
Как это выглядит
Реалистичная фигура оленя с пышными рогами отличается правильностью пропорций. Изогнутые линии внутри тела, судя по всему, изображают внутренние органы животного.
Антропоморфная личина в "боевой" тигриной раскраске наиболее часто встречается в этой группе. Вытянутые скулы и заметный нос делают её схожей с образом обезьяны.
Одна из самых известных и трудных в оформлении работ, личина без чёткого контура, обрамлённая по бокам необычным "сиянием", сверху украшенная пышным пучком перьев.
Марал
Тигриный лик
Маска с перьями
Рассмотреть поближе
Наиболее сохранившиеся и хорошо заметные амурские петроглифы
Маска с крупным лбом и скулами по форме напоминает шлем, ему вторят длинный нос и узкий разрез глаз. Лик окружён своеобразным ореолом "сияния".
Схематичное изображение узнаваемого животного со смещёнными пропорциями — большой головой и короткими ногами, а также человеческим лицом на крупе.
Бегущий (словно летящий) человек направил лук со стрелой на оленя. Необыкновенная экспрессия отличает его от прочих амурских петроглифов.
Сияющий воин
Дикая лошадь
Охотник
Кстати, в самом селе Сикачи-Алян тоже есть немало интересного. Здесь находится этнографический музей и воссозданное традиционное нанайское стойбище, где гостей встречают шаманскими обрядами и местными деликатесами.
Фото: Андрей Белавин, туроператор "Заповедные места"